in the out

FutilityFutility by William Gerhardie
My rating: 5 of 5 stars

Великолепный около-модерновый «роман на русские темы», совершенно, впрочем, в России неведомый. Что странно, поскольку вышел в 1922-м и не полюбил его только ленивый, ибо в числе поклонников «Тщеты» — Кэтрин Мэнсфилд, Эдит Уортон, Бернард Шо, Грэм Грин, Ивлин Уо, Ч. П. Сноу, Херберт Уэллз и десятки других писателей. Да, писатели полюбили его отдельно, потому что он насквозь литературен и среди прочего представляет собой сатиру на примерно всю русскую литературу и одновременно оммаж ей же. Но больше всего в нем, конечно от Чехова (и лишь как исследователь Чехова Джерхарди известен ру-литературоведам и отдельным критикам) — и Чехов в «Тщете» плавно перетекает в Бекетта. Запутанные отношения в семье Бурсановых — одновременно и экзерсис в исследованиях «загадочной русской души», и метафора череды русских революций, и тонкая пародия на великую русскую литературу.
Роман лукав, остроумен, пронзителен и, как говорила про него Мэнсфилд, «дышит». Что важно — без клюквы (автор, в общем, считается русско-английским писателем, ибо родился в Петербурге). И для меня не менее важно, что половина действия в нем происходит во Владивостоке (спорим, вы не знали?), в нем увековечены некоторые местные достопримечательности (вроде дорогой моему сердцу Зеленой гимназии, Садгорода или ресторана «Золотой рог»). С книжкой Кесселя, изданной по-русски, сравнивать его не имеет смысла, ибо Кессель — проходная писанина, а Джерхарди — натуральный шедевр, хотя оба автора в означенный период во Владивостоке присутствовали, и даже если б интервенции союзников не случилось, ее бы следовало организовать только для того, чтобы «Тщета» была написана.

The Peoples and Politics of the Far East: Travels and Studies in the British, French, Spanish and Portuguese Colonies, Siberia, China, Japan, Korea, Siam and MalayaThe Peoples and Politics of the Far East: Travels and Studies in the British, French, Spanish and Portuguese Colonies, Siberia, China, Japan, Korea, Siam and Malaya by Henry Norman
My rating: 5 of 5 stars

Превосходный образец викторианского нон-фикшна: это не только очерки имперского путешественника по всему ДВ, от Сингапура до Владивостока, но и нравоучительные очерки нравов народов и обзоры политики соответствующих наций (название тут не врет). Надо, конечно, делать поправку на 1890-е года и эту самую имперскость мышления, читать это все — бесценно. Это великолепный стиль с забавными подарками и отличная журналистика, где все очень обстоятельно и солидно: статистические выкладки перемежаются дневниками путешествий, анекдотами и кусками забытой (или неочевидной) истории. Свое либеральное мнение у Нормена есть по любому поводу и это вообще образцовое страноведение, крайне полезное до сих пор.

All the Russias: Travels and Studies in Contemporary European Russia, Finland, Siberia, the Caucasus, & Central AsiaAll the Russias: Travels and Studies in Contemporary European Russia, Finland, Siberia, the Caucasus, & Central Asia by Henry Norman
My rating: 5 of 5 stars

Отличный том-компаньон к “Народам и политикам”: все, что вы хотели знать о России на рубеже позапрошлого и прошлого веков, но так и не узнали. До Владивостока Нормен, правда, посуху не доехал – только до Иркутска, но все равно издавать книгу необходимо, это ценно.

Люди принесшие холод. Книга первая. Лес и степьЛюди принесшие холод. Книга первая. Лес и степь by Vadim Nesterov
My rating: 5 of 5 stars

Без преувеличения — это лучший исторический науч-поп, который мне доводилось читать в последнее время. Я даже не знаю, с чем сравнить.
Период охватывает тот период который был до Большой игры (с точки зрения, насколько я понимаю, принятой в истории) — т.е. проникновение русских на юг при Петре и чуть позже, когда активное противостояние с англичанами еще не началось само по себе, но Индия уже была в прицелах. Мало того: Нестеров взял ту — самую, пожалуй, «литературную» часть этого эпоса, которая не сильно касается политики кабинетных стратегов, а происходит натурально «в поле». Это истории нескольких ранних русских дипломатов («переводчиков», что несколько прибавляет гордости за профессию) и разведчиков, которые действовали в Средней Азии и на юго-западе Сибири.
И ему удалось соткать такой исторический нарратив, который мне, например, натурально не давал оторваться от чтения несколько вечеров. Профессиональным историкам такое, как правило, не удается — они слишком уж в материале и теме. Больше того — все это написано лихо и нормальным человеческим языком (вплоть до того, что текст приятно читать вслух — я знаю, я пробовал), в то время как цель историков, я подозреваю, — лишь скрыть от нас правду, а общую картину и вовсе зажать.
Что же до морали, то ее в этом тексте нет, как не бывает ее во всех исторических событиях (см. романы Томаса Пинчона, если непонятно, как это). Есть некоторое томленье — очень хочется продолжения истории, как в детстве: а дальше? а дальше? что же было дальше? Возможно, Нестеров и допишет — насколько можно судить, этот документальный роман есть его способ отдать дань тем «гениям места», с которыми сам он вырос. И это, я бы решил — лучший способ разобраться со своим прошлым. Жаль, что у Дальнего Востока и Маньчжурии до сих нет такого летописца-популяризатора.

Герои вчерашних днейГерои вчерашних дней by Vadim Nesterov
My rating: 5 of 5 stars

Прекрасный исторический очерк об Албазинском остроге – эдакая маргиналия к “Людям”. Всем фанаитам ДВ читать обязательно.
Большая игра, 1856-1907. Мифы и реалии российско-британских отношений в Центральной и Восточной Азии (Сфера Евразии)Большая игра, 1856-1907. Мифы и реалии российско-британских отношений в Центральной и Восточной Азии by Евгений Сергеев
My rating: 4 of 5 stars

Любопытная и подробная монография, с привлечением источников на английском (что освежает) и свойственными русской историографии недочетами. Любовь к «традиции» в написании имен делает ее местами совершенно непроницаемой: часто решительно непонятно, о ком в тексте идет речь, помогают только сноски на эти самые источники. К тому же историк — не переводчик, но это полбеды, у книжки не было и редактора, судя по всему, отчего в ней возникают совершенно чудовищные конструкции и опечатки, хотя при тираже в 800 экз. этого вряд ли кто заметит (но обидно же, блин, материал-то благодатный).
Пробралось в текст, я подозреваю, и некоторое количество глупостей, поскольку историк все же у нас больше монокультурен, чем нет. К примеру, автор явно не знает, кто такой сэр Хенри Нормен и называет его «журналистом Норманном Генри». Насчет Брюса Локхарта он тоже как-то не в курсе и в плену у доносов ВЧК, к тому же: считает его «Р. Локкартом» и обвиняет в стотысячный раз в организации «посольского заговора».
Кроме того, в книге омерзительный иллюстративный материал: карты такого качества, что лучше бы их не было вообще, портреты действующих лиц представлены методом случайной выборки (например, зачем там дурак-отмирал Алексеев, я так и не понял, в тексте он, по-моему, вообще не поминается), а основную часть представляют дурацкие английские карикатуры (хватило бы и пары). Ну, в общем…
Ну а нарратив несет в себе все недостатки препарата под микроскопом, потому что историк — еще и не писатель: он часто довольно бессвязен и написано все таким языком, что ма-ма (примеров не даю, лень и неприятно). Хотя книжка оказалась очень поучительна, тут спору нет.
Поначалу Большая игра с обоих сторон подпитывалась паранойей кабинетных стратегов и шизофренией полевых командиров, и авантюристов в ней было навалом, отчего и происходили все эти топтания по перевалам и пустыням в душе «школы танцев Соломона Глянца». В Маньчжурию, которая, по понятным причинам, занимала меня больше всего, фокус смещается только примерно к началу ХХ века, когда участники несколько охолонули и поняли, что они делают что-то не то (поэтому название труда несколько обманчиво). Но даже в узком контексте Большой игры становится понятно, до чего гениален был С. Ю. Витте — Маньчжурия прекрасно работала бы не только как колония России, но и как буферное государство. Итог же Большой игры для России, боюсь, оказался неутешителен, что бы нам теперь ни рассказывали историки. От похода на Индию отказались, железнодорожную концессию в Персии не получили, в порты Персидского залива их не пустили, Тибет они тупо и подло слили, а Маньчжурию в итоге просрали все равно. Закрепились только в Средней Азии, и тактически это был, конечно, плюс, наверное, а стратегически — достижение вполне сомнительное по нынешнему состоянию дел. Нормально, в общем, так поиграли, — вплоть до того, что «мыть сапоги в Индийском океане» сейчас ходят через Сирию.
Потому что нынешний реваншизм режима по всем параметрам — если и не пещерный, то уж точно XIX века. Век ХХ эту кремлевскую хуйню ничему не научил ни стратегически, ни геополитически. Ебаные двоешники, совершенно непонятно, чем тут гордиться: экспансионистский нахрап себя не оправдывает, даже в позапрошлом веке это был путь в никуда, и англичане сообразили это быстрее. Такой вот урок истории.

дополнительное разглядывание:

к последней книжке, которой не хватает картинок: в Записках скучного человека – три галереи, которые дают лучшее представление о некоторых персонажах и местах действия Большой игры:
раз
два
три


а здесь – милая галерея изображений родного города с не самыми очевидными сюжетами и ракурсами. я уже и сам вполне готов к тому, чтобы выложить некоторые снимки из семейного архива, где видны разные места в разные годы


полезная информация:

Ник Рок-н-ролл собирает деньги на запись новой пластинки “Детские слезы на немолодом лице”. поучаствуйте, и вам воздастся

а песни о родном городе, о которых упоминалось несколько раньше, со временем становятся лучше. также надо отметить, что во Владивостоке растет число поющих художников:

Advertisements

Leave a comment

Filed under =DVR= archives, dom smith, just so stories

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s