from under blocks

История безумия в классическую эпоху (Книга света)История безумия в классическую эпоху by Michel Foucault
My rating: 5 of 5 stars

Из всех французских пустозвонов Фуко, несомненно, самый полный, из всех говорунов — самый, пожалуй, связный, но систематического знания через эту его фильеру протолкнуть можно столько-то, но не больше. Да и не систематическое оно тут, а сродни заметкам на полях, только сбежавшим от автора и ушедшим далеко от начального текста, если он когда-то существовал. «Безумие» он понимает широко — как любой отказ или отход от общественно принятой нормы/догмы. Все, что ей не соответствует, должно лечиться, что не лечится, то изолируется и/или карается. Понятно же — мы все так или иначе знакомы с советской карательной психиатрией, когда инакомыслие лечат клистирами или кровопусканием. Как раз этого материала в книге очень не хватает, но автор сосредоточен на «классической эпохе» (и не забудем время, когда все это писалось), а даже тогда к психам и фрикам относились гуманнее. Насколько же гуманна была средневековая и арабская психиатрия сама по себе, и можно ли ее таковой считать — вопрос отдельный. Но, я подозреваю, всяко человечнее нынешней — зная, как медперсонал нынче относится, например, к неудачливым самоубийцам. Учитывая же «духовные скрепы», есть подозрение, что и вообще скоро костры запылают — все к тому идет.

Snow CrashSnow Crash by Neal Stephenson
My rating: 5 of 5 stars

Пропедевтический курс «киберпанка» — очень трогательно, что автор нам так подробно про все рассказывает и описывает устройство своей «Метавселенной» (почему она, кстати, «мета-»?), но мы не забываем, когда книжка писалась: для начала 90-х она, вероятно, вполне могла взорвать мозг. Но «бинарное мироздание» — до сих пор изящная картинка, краткий курс истории религии тоже вполне держит воду, прогностика «франшульств» (или как их назвали по-ру, если это гибрид франшиз и консульств?) смешна и достоверна.
А то, что касается нейролингвистического программирования, так и в конце 80-х в этом ничего нового не было: Барроуз уже отчеканил «язык это вирус», потырив ядро идеи у Коржибского и Хаббарда (пародией на которого часть этой книжки и служит, на самом деле). Стоит глянуть окрест, и станет ясно, что действительность превзошла прогнозы (ну или опасения) Стивенсона: мозги соотечественников перепрограммируются еще как, только за последние два года триггер-слов на них испробовали не один десяток.

Николай Рерих. Искусство, власть, оккультизм (Критика и эссеистика)Николай Рерих. Искусство, власть, оккультизм by Ernst von Waldenfels
My rating: 4 of 5 stars

Автор, конечно, подставился в предисловии, сказав, что в 2004 году и слыхом не слыхал, кто такой Рерих, а Тибет полагал нерушимой твердыней. В 2011 году, напомню, книжка уже вышла, поэтому первая реакция нормального человека «с тем и этим в голове»: мальчик, кто ты такой, иди отсюда, да мы вместе с Рерихом вместе Берлин брали и в окопах Сталинграда мерзли.
Но по ходу выяснятся, что за отчетный период автор все же провел некоторую работу и написал вполне годный криптоисторический нарратив (неполный, конечно, о полном даже мечтать нельзя). Получилась нормальная контрарианская биография, в меру уважительная, в меру разоблачительная. Автор взял и проанализировал высказывание Рерихов, разложив его на составляющие.
Во-первых, что они говорили миру о нем: это понятно — они отвечали на широкорастворенный запрос заполнить лакуну в мировосприятии, голод по таинственному и «ультрадуховному», который не избылся и в 1980-х, когда их тексты и манифесты читали и изучали мы (и особенно в этом период, надо заметить).
Во-вторых — что они говорили миру о себе. Тут все несколько сложнее, потому что транслируемое высказывание довольно быстро (когда мы за него взялись, во всяком случае — и, судя по свидетельствам современников, даже когда оно произносилось) истощилось, ибо лозунги были довольно жидки и несамостоятельны. В сухом остатке оказалось, что мотивация далека от чистой и идеальной и сводится к двум простым вещам: деньгам и власти (хотя бы над умами, хотя и это уже немало).
В третьих — как они это говорили. Даже нам стало ясно, что за флером теософской ебун-травы (тм), стоит какая-то мистификация. Какая — нам ясно не было, ибо доступа к тому месту, из которого ноги растут, у нас, в то время — вполне «рерихнутых», — конечно же, никакого не было, как не было его ни у кого, только мы об этом не знали. По той простой причине, что такого места попросту не существовало — вернее, оно существовало в отдельно взятой голове не весьма вменяемой Елены Ивановны. Хотелось глубины и обоснования, а не патоки и риторики, но высказывание не пускало в себя дальше и глубже.
В-четвертых — к чему побуждало. По сути — лишь к верности «святому имени» Николая Константиновича (про «дайте денег» я не говорю, нас это не касалось). Потому что все остальное — в чистом виде ебун-трава, см. выше.
И так далее. В общем, книжка эта отвечает на вопросы, которые не давали нам покоя и в 80-х — и возникают вновь и вновь, ясное дело. Почему при всей прекрасности лозунгов из всего этого замысла (и Пакта Рериха, и агни-йоги) вышел только какой-то пшик? Что за странные отношения были у Рерихов с Советской властью? Почему под слоем лака ничего нет и высказывание какое-то одномерное? Отчего у нас натуральный культ личности? И прочее, уже гораздо более специфическое: а расскажите-ка нам про Морию и про Чинтамани — и вот с этого места, пожалста, поконкретнее: что это, откуда взялось, как выглядит и куда потом делось… Нормальные такие запросы пытливого ума. В свое время всея эта патока банальностей с ушей-то, конечно, стекла, мы перешли к иным аутлетам духовного шоппинга (или вовсе от него отказались), но вопросы остались. Как и декоративные и нарядные картинки, конечно, — которые лично на меня действовали, ну, скажем, не очень. Т.е. нарядность я ценил, но не более того — отторгала плакатность.
Потому что ключ высказывания — отнюдь не духовные глубины и вершины и призыв к ним, и даже не подковерная борьба в самой секте (а это явно она), а в контексте эпилога Большой игры , последних в первой половине ХХ века потуг перекроить карту мира и создать какое-никакое логичное национально-государственное образование посередь Азии. Что само по себе достойно интереса и даже, в общем, уважения (мы же стихийные сепаратисты, чего уж там). Проблема же в том, что Рерихи, не располагая реалистическим геополитическим мышлением, взялись за это не с той стороны, а напустили дымных словес, призванных замаскировать в первую очередь их личные амбиции и устремления. Желать красиво, спокойно и богато жить не запретишь, конечно, никому, это совершенно нормальное желание, но их дымовая завеса теософской пропаганды не выдерживает проверки на маразм. Кроме того, становится понятно, что калиостры заигрались и сами стали верить в фигменты нездорового воображения (что подкреплялось, я полагаю, цинизмом и железной дисциплиной ЕИ — поди пойми, как это сочеталось с физиологией ее заболевания, но, видимо, сочеталось). А про собственно искусство все рассказал еще Бенуа.
Понятно, что у нынешних организованных рерихнутых при выходе книги на немецком случился натурально родимчик, и издателю они стали писать письма (некоторые доступны онлайн, хотя там, по-моему, везде один текст с легкими изменениями) — перечисляя все мыслимые штампы восприятия и самые расхожие цитаты, но, как это водится, без контекстов (тем более социально-политических — зачем и в какой обстановке тот или иной Неру джавахарлал Рериха, к примеру). Снова повторяются тезисы о «предателях» и «защите святого имени» от всяческих покусительств и посягательств. Жил бы в 80-х, может, и сам влился бы в хор защитников. Мешает жесткая реальность: письма эти безграмотно написаны (и переведены), противоречат логике и являют скверное знакомство защитников с текстом, который они критикуют на основании того, что он не является агиографическим. После выхода русского издания, надо полагать, русские Общества Рериха оживятся, хоть Шапошникова и умерла.
И их можно будет понять, потому что издание «НЛО» не выдерживает никакой критики — видимо, они очень спешили к ярманке, потому что редактор и корректор в тексте и не ночевали, а если и ночевали, то спали очень крепко. Этих людей необходимо уволить из издательства как можно скорее и к книжкам — тем более таким — не подпускать и близко. Что там было в переводе, сказать трудно.


  


Advertisements

Leave a comment

Filed under just so stories

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s