more light entertainment

Quicksilver (The Baroque Cycle, #1)Quicksilver by Neal Stephenson
My rating: 5 of 5 stars

Чудесная — и очень длинная — фантазия о науке, истории и политике. Вообще представлять развитие науки (да и чего бы то ни было) как деятельность тайного общества — она очень согревает , особенно если помнить, что не отдельными гениями-подвижниками наука двигалась, а клерками, гонцами, посланниками, от нода к ноду. Мысль такая, конечно, не нова — взять тот же «Криптономикон»: тут Стивенсон тоже пытается создать в линейной развертке некий образ прото-интернета. «Ртуть» — пока о первом томе «Барочного цикла» речь — великий либертарианский эпос о свободе мысли, сочлененный с авантюрным романом-пикареском (главным образом т.е., но экскурсы в другие жанры он здесь тоже совершает), что постепенно перерастает в роман энциклопедический, крипто-исторический, вполне пинчонианский.
Но есть разница. В мире, как его себе представляет Стивенсон, познаваемая система есть. Ее не может не быть — таковы его персонажи, таков этос натурфилософов. Оставаясь, в первую очередь, романтиком-гуманистом, Стивенсон верит в человеческий разум (пока, во всяком случае), он в широком смысле, я бы сказал, позитивист. Да и чего еще можно ждать от физического географа? Основное образование автора я упомянул недаром: для них, должно быть, вся окружающая реальность читается как карта — ну или должна. И, соответственно, все подлежит кодировке и нанесению на карту. В частности, «Ртуть» (и, я подозреваю, следующие тома) — это вполне себе проекция Меркатора, где исторический период разворачивается так, что некоторые аспекты необходимо искажаются, что-то расширяется и привлекает больше внимания, что-то наоборот, уходит чуть ли не за край карты (и там будут чудовища). Некоторые, между прочим, считают, что это единственно верное представление об окружающем нас мире, какое и способна дать нам литература.

День опричникаДень опричника by Vladimir Sorokin
My rating: 5 of 5 stars

Приятный гибрид Джека Уомэка и Петра Краснова — совершенно точно, по крайней мере, последним Сорокин вдохновлялся. Весь этот балаган, конечно, очень развлекает — не без некоторой гадливости (куда ж без нее): это как прыщики в зеркале разглядывать.

Сахарный КремльСахарный Кремль by Vladimir Sorokin
My rating: 5 of 5 stars

Продолжение цыганочки со стилистическими выходами. Диапазон выходов широк, но не безграничен: святочный рассказ, советский производственный соцреализм, натурализм народнической школы, мамлеевская хтонь, хармсовский абсурд, массовая беллетристика столетней выдержки (включая ее кривые обороты), есть даже подмигиванья и тычки локтями а-ля пелевин. Ну, с этим пусть литературоведы разбираются. Прогностическая сила тоже, конечно, наличествует.

Аренида: Фантастика в советском кино (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. MII)Аренида: Фантастика в советском кино by М. Фоменко
My rating: 3 of 5 stars

Сценарии вообще несколько неполноценный жанр, как школьное изложение, но эти уж совсем для идиотов… советского зрителя, то есть. И хорошо, с одной стороны, что их не осуществили (хотя сняли же шедевр абсурда «Я был спутником Солнца», так что поди знай). Некоторые идеи, правда, настолько общи и банальны, что в Холливуде их все-таки реализовали (например, часть собственно «Арениды» — в «Армагеддоне», поэтому вопрос о гениальности Казанцева остается открытым).
А вообще академик Бобров на Луне «под розовым стеклянным зонтиком, чтобы спастись от нестерпимо палящих лучей Солнца», — это примерно все, что нам нужно знать про советскую научную фантастику.

Музей восковых фигур: Фантастические рассказы (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. СXIII)Музей восковых фигур: Фантастические рассказы by Алексей Бежецкий
My rating: 4 of 5 stars

Очаровательные и хорошо написанные готические безделицы рубежа позапрошлого и прошлого веков. Среди прочих проблем затронута и не слишком характерная: понимание писателем, что нравственная проблематика т.н. “русской классической литературы” себя изжила, а вместе с ней – и соответствующая стилистика; о новых веяньях нужно писать как-то иначе. Но, пронятно, до стилистических высот модернизма автору у нас подняться не суждено, вот он и ныряет в эту пыльную околотеософскую готику. Но от Бежецкого картинка жанровой русской литературы того периода несколько дополняется и разнообразится все равно.

Женщины на Марсе: Фантастический фарс в 3-х действиях. Факсимильное изд. (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. СXII)Женщины на Марсе: Фантастический фарс в 3-х действиях. Факсимильное изд. by В. Билибин
My rating: 1 of 5 stars

Примитивная хуетория, даже особой познавательной ценности не имеет. Разве что взгляд на процессы функционирования русского мещанского ума (если можно о таковом говорить), и кунштюки, которые способна производить дрессированная обезьянка – русский писатель-юморист. Умора, одним словом.


Хоронько и компании никогда не бывает мало

вся программа:

Advertisements

Leave a comment

Filed under just so stories

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s