vacational reading

Дом Людей Живых (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. LXXXVI)Дом Людей Живых by Claude Farrère
My rating: 4 of 5 stars

Очаровательная готическая, фантазия, хотя собственно о технике сохранения долголетия графа Сен-Жермена нам ничего так и не рассказали (перенос материи мысленным усилием?). Но не наукой сильна эта книжка, конечно, потому что если б она была про науку, это бы чересчур прекрасно. Она, если честно, вообще не пойми о чем – уж явно не о долголетии, не о старости и, разумеется, не о безумии, как нас уверяет переводчик в своем довольно идиотском предисловии. На самом деле, роман прекрасен как образец чистого искусства.

Гулливер у арийцев: Повести (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. II)Гулливер у арийцев: Повести by Георг Борн
My rating: 4 of 5 stars

Хихикать над нацистами в 1936 году еще было потешно, кто бы спорил. Но судьба автора-еврея, расстрелянного примерно через год после публикации по обвинению в шпионаже в пользу тех же нацистов, иронична в кубе. Как он ни хихикал, это его не спасло, в чем, наверное, для всех нас должен быть урок о пользе сотрудничества с властью (в данном случае, конечно, советской).
Потому что сам «Гулливер» — вполне такой мастурбационный памфлет о расовых теориях и чистоте крови, довольно беззубый и написанный по лекалам прогрессивного искусства. Зато «Единственный и гестапо» — штука уникальная: плутовской роман с антигероем, сильно опережавший и время, и доминирующий менталитет. Могу себе вообразить, насколько его не поняли. В этом шпионском триллере, написанном от первого лица героя-рассказчика-провокатора, действует абсолютная противоположность Штирлицу, эдакий Исаев навыворот: точная копия нашего героям невидимого фронта, только с измененной полярностью, а стилистически текст и вовсе может читаться как предок творения Гениана Зеленого (с). Т.е. литературных достоинств там, как и практически во всех произведениях шпионского жанра, маловато, тут главное — история и угол зрения. В общем, второй текст настолько забавен, что могу рекомендовать его как мало что.

Дьявол Фей-Линя (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. ХV)Дьявол Фей-Линя by Herbert Asbury
My rating: 3 of 5 stars

Превосходный, в меру глуповатый оккультный детектив — со вторым дном из Великой войны и «желтой угрозы» (хотя второй не сильно много, будем честны). Перевод ОК. Весьма рекомендую — особенно как дорожное чтение, каковую функцию книжка для меня и выполняла. В виде бонуса — прекрасная и довольно изобретательная визуализация адских спецэффектов: не каждый день такое прочтешь.

Конец: Фантастическая повесть (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. СVIII)Конец: Фантастическая повесть by Владимир Гадзинский
My rating: 2 of 5 stars

Антиутопическая утопия — в том смысле, что про победу коммунизма, но пиздец человечеству (поневоле задумаешься) — о группе товарищей, которые летают над фильмом-катастрофой (примерно «Гибелью Японии», где то ли континенты опускаются, то ли море поднимается: товарищи не очень развитые и этого как-то не вполне понимают), чтобы спасти печати (!) какого-то земсовнаркома и завещать их будущему человечеству (от которого натурально ничего не останется, потому в группу входят примерно три мужика и только одна баба). В общем, совершенно бесценная хуйня.
Поэма «Эйнштейн» представляет собой завывания пресловутого чукчи из анекдота, завороженного телефоном. Тогда такой жанр назывался «сциентизмом». Теперь и мы это знаем.

Среди сыпучих песков и отрубленных голов: Путевые очерки Туркестана (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. ХLIХ)Среди сыпучих песков и отрубленных голов: Путевые очерки Туркестана by В.Н. Гартевельд
My rating: 5 of 5 stars

Превосходно написанный, остроумный и лукавый травелог по окраинам «Большой игры». Крайне рекомендую.
P.S. К вопросу о т.н. «русской произносительной норме» (и традиции оной): здесь встречается удивительное написание одной известной фамилии — Карнеджи.

Лети, Икар! Фантастическая повесть (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. LIХ)Лети, Икар! Фантастическая повесть by Михаил Герчик
My rating: 2 of 5 stars

Если это и «космоопера», то для детей-дебилов… пардон, пионеров-героев. Литературной или прогностической ценности не замечено. Населена советскими роботами, из коих некоторые, разумеется, добрые пришельцы, но и там фантазия автора, разумеется, крайне примитивна. Из бонусов: удивительное (даже для меня) в науке — оказывается, когда у фотонного звездолета взрывается двигатель, первым признаком катастрофы становятся расколотые экраны в рубке, битые лампочки и рваные книги, взятые с собой не очень понятно, зачем.

Глотайте хирурга (Приключения в микромире. Том VI) (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. XCII)Глотайте хирурга (Приключения в микромире. Том VI) by М. Фоменко
My rating: 4 of 5 stars

Сборник разных по качеству текстов — у том числе присутствуют даже пролеткультовские агитки. И практически гениальный текст некоего Копылова — «Невидимки». Мягкий и очень современный юмор, даже странно для 1926 года: про то, как пролетарская наука триумфально просрала микроскопических пришельцев, рассказ поистине вневренной, можно даже заподозрить подделку (но составители уверяют, что все правда, и отправляют дальше читать Кира Булычева, который им мог вдохновляться).
И да, у Гуревича тоже очень хороший титульный рассказ, мне раньше не попадался.

No Laughing MatterNo Laughing Matter by Anthony Cronin
My rating: 5 of 5 stars

Превосходная био одного из самых протейских писателей на свете — в меру субъективная, с широким и глубоким контекстом, без которого ничего не имеет смысла, с анекдотами, фактами, фактоидами и личными воспоминаниями (но последних тут — в меру). Кронин явно разъясняет некоторые темные места в биографии ФОБ, намеченные в его первом жизнеописании на английском (о котором далее), одновременно — и это видно — оберегая ФОБ от опасности поспешных суждений. Но самое поразительное в его книге то, что от такого бесконтактного (хоть и глубоко личного) описания ФОБ как человек все равно не проглядывает — он ускользнул даже от своего приятеля и собутыльника.
Утешает же то, что здесь я нашел подтверждение некоторым нашим собственным выводам, к которым мы пришли, читая непосредственно тексты Джойса, Бекетта и самого ФОБ: об их отношениях с родиной и между собой, о духе эпохи в стране, о которой в ХХ веке мы знали до обидного мало, о творческой жизни Дублина. В смысле лучшего понимания этого книга Кронина оказалась просто бесценна. Ну и дополнительная приятность в том, что, читая ее, я не просто «тупил в названия», а реально понимал (в топонимическом смысле), где что происходило, потому что мы сами недавно ходили по тем же самым улицам.

Flann O'Brien: An Illustrated BiographyFlann O’Brien: An Illustrated Biography by Peter Costello
My rating: 5 of 5 stars

Судя по всему, первая био ФОБ, набросанная пытливыми исследователями, — не более, чем очерк, в чем они сами и признаются, потому что главное в ней — титульный иллюстративный материал. Ввиду особенностей личности самого ФОБ она изобилует неточностями, которые Кронин в своей версии, вышедшей через два года, тщательно оспаривает, старательно при этом делая вид, что этой книжки не существовало. Способов проверить, кто из биографов прав, у нас не очень есть, поэтому в некоторых деталях стоит лишь вопрос о том, кому из авторов верить. И это, я бы решил, все очень по-дублински: читая обе эти биографии дуэтом, попадаешь в неуловимую и довольно веселую сеть анекдотов, фантазий, полуправд, баек и откровенного вранья, где запутаться очень легко даже искушенному читателю. Только так, видимо, и можно — история жизни ФОБ «прошла литературную обработку», и в этой книжке тоже сам человек ускользает от своих описателей. Но читать обе книжки совершенно необходимо для достижения более полного стереоэффекта, а иллюстративный ряд и вообще бесценен.

The Life of RileyThe Life of Riley by Anthony Cronin
My rating: 5 of 5 stars

Первый роман Энтони Кронина, как можно было догадаться по его мемуарам и биографиям, — о его любимом времени (молодости в конце 40-х) и любимых типах (ирландских разгильдяях). Очень мягкий юмор в нем сочетается с очень ядовитой сатирой (неслучайное слово тут — «очень»). Получается вполне удивительный тонизирующий коктейль с шапкой обильной пены сладостного английского слога («ни слова в простоте» — это как раз о Кронине).
Персонажи его — европейские битники «до бита» и протохипстеры, «белые негры», существенно отличающиеся от американских классических образов. Во-первых, основной их мотив — смутная тяга к безделью и дармовой выпивке, а не более осознанное стремление стать «вольными птицами» и пуститься в путь, как у того же Керуака. Во-вторых, они не очень-то стремятся оторваться от общества и нырнуть под радары (я по необходимости упрощаю) — они скорее вынуждены это делать. Такой тип послевоенного «бунтаря поневоле» ближе не к американским битникам или даже английским «рассерженным молодым людям», а к некоторым персонажам Айрис Мердок или Вадима Шефнера — авторов, которых и близко не держат за битников. А отсюда уже и рукой подать до Венички.
Поэтому, в частности, роман читается как познавательное антропологическое исследование племен и времен, о которых раньше мы не знали ничего или просто кое-что слышали. Заполнение лакун в понимании прошлого века продолжается.

How to Travel IncognitoHow to Travel Incognito by Ludwig Bemelmans
My rating: 4 of 5 stars

Излюбленный юмористический жанр — байки о жуликах и проходимцах. И действие тут происходит в том идеальном европейским мире, где нет никаких проблем и конфликтов, кроме ресторанных и гостиничных, — мы все его очень любим, чего греха таить. Недооцененный (и практически неизвестный в России) автор и прекрасное чтение на сон грядущий.


все кино последний месяц было вокруг, а теперь еще и снится, так что нам пока не до кино

вот это, к примеру, как кино совсем никакое, но спасают пейзажи графства Галуэй и, например, Майло О’Ши


ну и в продолжение темы:

Advertisements

Leave a comment

Filed under just so stories

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s