from the east

это наконец случилось – “Саламандра” перевыпустила все три тома “Желтого дьявола” Венедикта Марта и Николая Костарева (как я и предполагал, раньше всех остальных, кто якобы собирался это сделать). не без опечаток и с одинаковой обложкой, но, без дураков, это – событие, я считаю, особенно для таких любителей “маньчжурской атлантиды”, как я

Желтый дьявол. Т. 1: Гроза разразилась. 1918 год. (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. ССLXXVII)

Желтый дьявол. Т. 1: Гроза разразилась. 1918 год. by Никэд Мат
My rating: 4 of 5 stars

Роман обрел прямо супраментальные пропорции в уме, в силу его былой недоступности. Но текст – экспрессионистский монтаж, сам нарратив – как приключение, сюжет в меру невнятен, но это все неважно, потому что, не зная канвы Гражданской войны на Дальнем Востоке, понять в тексте все равно ничего нельзя. Герои ее – плакатные идиоты, враги – идиоты карикатурные. Все взаправду вот разве что бросок гранаты в машину генерала Хорвата на углу Светланской и Китайской в 1918 году – враки. Покушение было 1 мая 1919 года и совсем не в этом месте. Вопрос о том, кто же таков титульный “желтый дьявол”, решается просто – это натурально японцы, которые наших авторов почему-то сильно пугали, отсюда и их демонизация. Один из первых советских заходов на т.н. желтую угрозу.

Желтый дьявол. Т. 2: Зубы желтого. 1919 год. (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. ССXСI)

Желтый дьявол. Т. 2: Зубы желтого. 1919 год. by Никэд Мат
My rating: 4 of 5 stars

В этом томе есть забавные пересечения с “Тщетой” Джерхарди, когда в Омск к Колчаку приезжают англичане из Владивостока: здесь это генерал Нокс и полковник Вудсон. Ну и не такое забавное – гайдовское восстание.
В остальном же, надо признать, тут все не очень документально, даже имена отдельных персонажей меняются на протяжении текста. Например, есть Краснолобов-фиктивный и Краснощеков-реальный, но это, ясное дело, один человек. Или возникает некто “начальник горного округа П. И. Бринер”, которого в известном семействе не существовало. В общем, здесь все примерно как в прочих советских исторических романах о Гражданской войне на Дальнем Востоке. Тем паче, если учесть, что Костарев был автором легенды о Лазо и паровозной топке. Так что и это такой прото-постмодерн. Еще из потешного: анархистов здесь зовут максималистами.

Желтый дьявол. Т. 3: Зубы желтого обломаны. 1920-23 гг. (Polaris: Путешествия, приключения, фантастика. Вып. ССXСII)

Желтый дьявол. Т. 3: Зубы желтого обломаны. 1920-23 гг. by Никэд Мат
My rating: 4 of 5 stars

В третьем томе, ко всему прочему, приводятся трогательные образцы партизанской спецпропаганды Гражданской войны, по которым становится понятно, что советское военное дело совершено не изменилось за 60 лет: нас в 80-х учили ровно тому же самому. Все те же “царские коршуны на священных трупах”.
Ну и весь роман в целом – такая же спецпропаганда, поскольку все три тома написаны в стиле листовки. Это с одной стороны утомляет, конечно, но и освежает. Становится ясно, что “киностиль” ранних советских текстов, конечно, – брехня. Это не кинороманы, это очень длинные прокламации, рассчитанные на малограмотное крестьянство и исполнение вслух с известной дозой энергии.
Ну и такое ощущение складывается, что весь этот трехтомник написан исключительно с целью оправдать зверства Тряпицына в Николаевске, возложив вину за это на… правильно, японцев. Как и ответственность за топку Лазо (по здешней версии, он натурально “бьется в тесной печурке”; кстати, во 2 и 3 томе он носит фамилию Штерн). Антияпонская агитка, если короче. Известное дело, во всей ГВнДВ японцы виноваты.
А поскольку заканчивается все землетрясением Канто 1923 года, то весь конфликт этот как-то теряет смысл, потому что совкам предоставляется возможность проявить благородство и помочь, конечно же, пролетариату “желтого дьявола”.

The Jewish Century

The Jewish Century by Yuri Slezkine
My rating: 5 of 5 stars

Читал в два захода, поэтому вот.

По-настоящему интересная и очень литературоцентричная этнография, какой, я подозреваю, мало на любом языке. Они это называют «толковательной историей» или как-то, но суть не в названии. Слёзкин, конечно, с самого начала прав: ХХ век — век еврейский, недаром он начинался с самого знакового еврея в мировой литературе — Леопольда Блума, и недаром в Дублине. У Слёзкина очень хорошие страницы там про Джойса (Пруста и Кафку заодно, нам просто это не так интересно). Ну и я подозреваю, что если Юрия Слёзкина наложить на Деклана Киберда, можно будет прийти к некоторым очень занимательным выводам относительно чудовищного явления «национального»: они оба рассматривают его несколько с разных сторон, отчего возникает любопытный стереоэффект. На досуге, может, и займусь.

Куски о России здесь у него, меж тем, совершенно замечательные, это следует сказать отдельно. Вот для примера:

The Russian intelligentsia was a community of more or less unattached intellectuals trained to be urban moderns in a rural empire; raised to be “foreigners at home” (as Herzen put it); suspended between the state and the peasants (whom they called “the people”); sustained by transcendental values revealed in sacred texts; devoted to book learning as a key to virtuous living; committed to personal righteousness as a condition for universal redemption; imbued with a sense of chosenness and martyrdom; and bound together by common rites and readings into fraternal “circles.” They were, in other words, Puritans possessed by the spirit of socialism, Mercurians of recent Apollonian descent, the wandering Jews of Russian society. Homeless and disembodied, they were the People of the Book prophesying the end of history, chosen to bring it about, and martyred for both the prophesy and the chosenness. In this “ghetto of divine election,” as the poetess Marina Tsvetaeva put it, “every poet is a Yid.”

Там, в общем, примерно все, что пытливому антропологу нужно знать о т.н. “русской интеллигенции” и ее генезисе.



давно у нас не было вестей портового рока заодно. к тому же – актуальных:

Advertisements

Leave a comment

Filed under just so stories

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.