some non-working results

Jewish Salonica: Between the Ottoman Empire and Modern Greece by Devin E. Naar

My rating: 5 of 5 stars

Отличный и крайне интересный срез еврейской жизни в городке в конце 19го и первой половине 20 века. Начиная с разнообразных планов по учреждению независимого еврейского города-государства, конкурента Палестины, когда выход из Османской империи был уже ясен, но не окончателен: местные не очень понимали, кто их аннексирует, Греция или Болгария. Ну если уж нельзя было оставить власть османов, чему евреи, в общем, не сильно противились, толерантность османов их вполне устраивала. Но больше всего они склонялись к тому, что город должен быть поистине международным и культурным.

Но после обмена населением они из большинства городского населения стали меньшинством, потому что остались на месте, и терки с христианами усугубились. особенно хорошо это видно по метаморфозам еврейского образования в городе в последние годы перед оккупацией. Когда, например, учителя греческого брали на себя полицейские и цензорские функции и прессовали учителей иврита или тырили учебники из шкафов (что лишний раз показывает, конечно, уебищность… сигноме, ущербность вообще любого организованного образования в том виде, к какому мы привыкли).

…это не говоря о борьбе двух национальных трендов в иудеизации эллинизирующегося городского населения (вернее – антиассимиляции, сохранения какой-никакой национальной самобытности в этом эгегейском вавилоне, что лишь отчасти граничило с сионизмом), французского и германского. английское влияние, как видим, было минимальным: достижения мировой культуры и цивилизации в умах интеллектуалов связывались, похоже, только с двумя этими нациями (и можно представить себе облом, пережитый в конце 30х годов теми, кто поставил у себя в голове не на ту – на германскую – лошадь).

особенно приятно читать о жителе соседнего дома – к сожалению, ныне заброшенной “виллы Нехама”, – который сделал для истории не только еврейской Салоники едва ли не больше, чем ныне живущий Марк Мэзауэр. Йозеф Нехама был поистине возрожденческим человеком, одна только семитомная история евреев в городке чего стоит.

ну и заканчивает книгу ценная глава о довольно кошмарной истории еврейского кладбища, конечно, – нет, его уничтожили не только и не столько нацистские оккупанты, сколько православные коллаборационисты. то же самое греки, кстати, пытались сделать в Смирне – университет на месте кладбища (хотя там уничтожать кладбище начали турки чуть раньше) (а Ионический университет там так и не открылся, греков поперли из Анатолии). а все потому, что еврейская традиция погребения навсегда противоречит православной: захоронить на три года, а потом откопать и то, что осталось, сдать в оссуарий (традиция эта блюдется до сих пор – мы, признаться, слегка охуели, узнав). примерно с 1912 года евреям выкручивали руки разными способами, лишь бы убрать кладбище из практически центра города. все это сопровождалось всякой демагогией, конечно (самый смешной довод был в том, что студенты-физики и химики вынуждены проводить эксперименты в лабораториях, оборудованных в подвалах главного здания, а там может быть взрыв, и вся надежда греческой науки погибнет).

[О манере подачи. Несколько раздражает вот только даже не столько этот академический воляпюк с повесточкой (в частности, злоупотребление “идентичностями” и “нарративами”, но без этого мусора, видать, сейчас уже никуда; тут присутствует даже “конструирование голоса”, куда уж абсурднее), сколько манера презентации, при которой треть пространства книги занимают пересказы того, “о чем эта книга”: вот это вот “ди эрсте Колонне марширт, ди цвайте Колонне марширт…” т.е. в первой главе я расскажу вам то-то и то-то, а потом глава эта опишет вам сё-то и сё-то. На этом материал иногда заканчивается, потому что до изложения собственно фактов, мыслей и выводов не доходит, нам все уже вкратце изложили в пересказе. Такое ощущение, что неумелый автор пыхтит, пытаясь разогнаться, но в пар у него все и уходит. Писать по-настоящему сейчас мало кто способен, в основном в исторических книжках – вот эта беспомощность выражения. Наар при этом еще далеко не худший образчик, он все-таки рассказывает много интересного.]


из архива по просьбам – то, что когда-то еще писал про кино:

«КАК НАМ ПОБЕДИТЬ ЕВРЕЯ? ОН УМНЕЕ НАС…»

“GET STIERLITZ!” ТЕОРИЯ ИГРЫ

“GET STIERLITZ!” ПРАКТИКА ИГРЫ

(это примерно лучшее, что я написал о совкино)

Лихая и бездуховная ебанина, совершенно третичная, но кого это волнует, хотя она едва ли не полностью списана с “Великолепного”. и посередине торчит битловская песенка.

Мультик о роботах-трансформерах для 12леток, довольно глупый, но развлекательный

зрелищный, но жидкий в смысле фантазии мультик, который еще раз доказывает, что с изобретательностью древник до сих пор мало что сравнится. создатели явно вдохновлялись шедевром Терри Гильома о бунтующих счетоводах. ну и тянуть в кино всякую гадость, подобранную с тротуара, негоже – я про песни “нирваны” и “рэмоунз”. в 1941 году, ага, хоть и в сказочном хронотопе. но самое гаденькое – это то, что после выхода фильма к нему подстегнули “пробужденную повесточку”, идиоты.

поскольку из детства я помнил примерно только иконические кадры с обменом двух латышей на мосту, а всего кина не помнил, хоть убей. соответственно не помнил, и насколько это лживое и дебильное кино, снятое явно в расчете на невзыскательных 12леток. вернее, советских синефилов, способных оценить графичность достославного черно-белого изображения, за которое мы и присудим фильме ее щедрые два балла.

начинается с обращения старой бляди Абеля, в которой он рассказывает, как доблестные совки противостоят американским боевым радиоактивным комарам в Англии и Германии (а вы думаете, их нынешний генштаб придумал? не-ет, эти нынешние даже на горшок сами сходить не могут, куда уж им до конспирологии – тему с био-оружием они, конечно, спиздили из “Мертвого сезона”, поскольку выросли на нем – и еще на гораздо более отвратительных “Офицерах” и фальшаке “Белорусского вокзала”, конечно, поэтому заимствованные оттуда тошнотворные и глупые шаблоны воспроизводятся до сих пор).

ну и дальше глупость на глупости, не имеющие почти никакого отношения к реальности, под аккомпанемент шизофренического внутреннего голоса – а до Ефима Копеляна с его “характером нордическим” остается еще пара-трешка лет, так что и тут Савва Кулиш оказался трендсеттером. …вплоть до английского попа, который упрекает за глаза богатую прихожанку, которая не даст на покупку музыкального автомата “ни копейки” (я не шучу, в условной Англии они расплачиватся копейками).

ну а самая большая ложь касается актера Савушкина, который сбежал из фашистского концлагеря и ему ничего за это на родине не было, – и прототипа главгероя, поскольку нам все уши прожужжали о том, какой это дивный прототип. Конана Молодыго совки убьют на прогулке в лесу за грибами через 6 лет после реального обмена и через 2 года после премьеры фильма, в котором он послужил не только прототипом, но и консультантом. его по традиции обкололи в поликлинике кгб. похоронен на Донском, памятник стоит, как у братков из 90х. вот итог досточтимого борца с боевыми комарами.


лучше, чем “арлекин” в свое время, и не опишешь, включая актуалочку нынешней повестки (только автор этого отклика в 2020 году и предвидеть не мог всего кровавого абсурда т.н. “русского мира”; и ошибается в том, что это телефильм, – он шел в прокате, есть высокохудожественные киноафиши): https://users.livejournal.com/-arlekin-/4243967.html – а мне лень. отвратительная совецкая поебень действительно с хорошим саундтреком Каравайчука

все, последний из непосмотренных фильмов Ринпоче посмотрен. примерно экранизация бенгальской классики, очень импрессионистично и живописно, эдакий Чехов в бенгальских джунглях. а по сути, как и все остальное кино Ринпоче – история о взаимоотношениях людей и богов, в этом случае – девадаси и Кришны.


ну и вот вам хороший концерт:

Leave a comment

Filed under just so stories

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.